Том 6, Номер 2, 2010

pdf_3.png

А. А. Петраков, А. В. Кухарь
Исследование мероприятий по защите зданий и сооружений от карстопроявления

Донбасская национальная академия строительства и архитектуры
Аннотация. В статье приведены результаты исследования конструктивных методов защиты зданий и сооружений от карстопроявления. Предложена методика расчета и исследовано напряженно-деформированное состояние конструктивных элементов здания. В качестве мероприятий по защите зданий и сооружений от карстопроявления предложены фундаменты в виде сплошной плиты и перекрестных балок. С помощью программного комплекса ЛИРА определены расчетные усилия и перемещения в защищаемых конструкциях зданий и сооружений, попавших в зону карстового провала. Исследовалась карстовая воронка диаметром 3, 6 и 9 м. Рассмотрено расположение воронок под фундаментами в местах пересечения осей под колоннами, находящимися в углу здания, в центре большей стороны исследуемого здания и в центральной части здания. Определено, что наиболее неблагоприятным воздействием карстового провала является действие карстовой воронки в центральной части здания. Предложено технико-экономическое сравнение исследованных конструктивных мероприятий. Определено, что при защите малоэтажного каркасного здания от воздействия карста путем устройства фундаментов в виде перекрестных балок является более экономичным по сравнению с защитой этого здания путем устройства фундаментов в виде сплошной плиты.
Ключевые слова: карст, воронка, здание, фундамент, деформация.
 

pdf_3.png

Н. В. Шолух, В. С. Гавриков
К вопросу об адаптации дорожно-уличных пространств города к потребностям маломобильных

Донбасская национальная академия строительства и архитектуры
Аннотация. Статья посвящена проблеме адаптации дорожно-уличных пространств города к специфическим потребностям маломобильных групп населения. Авторами исследуются история формирования и современное состояние дорожно-уличной сети г. Донецка, степень её удобства и безопасность функционирования для инвалидов определенных медицинских категорий: слепых и слабовидящих, а также людей с выраженными нарушениями опорно-двигательного аппарата, вынужденных передвигаться на инвалидных креслах-колясках или с помощью нескольких вспомогательных опор. Приводятся результаты архитектурных и социологических исследований, посвященных выявлению основных трудностей передвижения маломобильных групп населения на территории города. На основе выполненных изысканий делается вывод о многоаспектности проблемы и о целесообразности задействования в её дальнейшем исследовании методологии системного подхода.
Ключевые слова: дорожно-уличная сеть города, маломобильные группы населения, сенсорные и двигательные нарушения, специфические потребности, адаптация, удобства и безопасность передвижения.
 

pdf_3.png

В. Ф. Мущанов, А. И. Демидов
Расчет трехслойной пластинки, лежащей на винклеровском основании, вариационно-разностным методом

Донбасская национальная академия строительства и архитектуры
Аннотация. Статья посвящена применению вариационно-разностного метода расчета прямоугольных трехслойных пластин на упругом основании с учетом сдвига между её слоями на основе вариационного уравнения Ж. Лагранжа. Предполагается линейная зависимость между прогибом и отпором упругого основания по Винклеру. При записи вариационного уравнения Лагранжа связь между напряжениями и деформациями представлена в форме закона Гука, но с учетом сдвига между слоями пластинки. Геометрические уравнения приняты в линейной постановке в форме соотношений Коши. Материал каждого слоя пластинки имеет разные модули упругости Еі (і = 1, 2, 3), но одинаковый коэффициент Пуассона. Кинематические граничные условия удовлетворяются точно, а статические – на свободных от закрепления краях пластинки приближенно. Рассматриваются два примера расчета трехслойных пластин. В первом примере рассматривается прямоугольная пластинка, жестко защемленная по всему контуру. Во втором примере приводится расчет прямоугольной пластинки, шарнирно закрепленной по контуру и ослабленной большим прямоугольным отверстием, края которого свободны от закреплений. Обе пластинки загружены нормальной равномерно распределенной нагрузкой. Проверяется сходимость решения задач путем сгущения сетки. Представлены поля прогибов w, изгибающих моментов Мх, и эпюры нормальных напряжений σx по толщине пластинки в наиболее нагруженных сечениях. Работа посвящена актуальному вопросу строительной механики трехслойных пластинок, лежащих на сплошном упругом основании, ослабленных большими вырезами.
Ключевые слова: прямоугольная трехслойная пластинка с отверстием, вариационно-разностный метод, разностный оператор.
 

pdf_3.png

Д. В. Белов, А. М. Югов
Способ возведения монолитных большепролетных купольных конструкций

Донбасская национальная академия строительства и архитектуры
Аннотация. В данной статье приводятся основные причины, затрудняющие возведение монолитных железобетонных купольных конструкций с помощью традиционных опалубочных систем. Показаны преимущества купольных конструкций в области энергосбережения и экономии строительных материалов при возведении перед традиционными решениями. Предложена принципиально новая опалубка, которая позволяет решить некоторые технические трудности при возведении железобетонных куполов. Детально показано устройство опалубки и принцип её работы на различных стадиях использования, освещена технология возведения монолитных куполов с помощью данной системы. Отражены универсальность, высокая технологичность и основные преимущества подъемной опалубки перед пневматической.
Ключевые слова: монолитный купол, подъемная опалубка, кружала, бетонирование.
 

pdf_3.png

С. Г. Гузий, П. В. Кривенко
Геоцементные композиции, предназначенные для антикоррозионной защиты дымовых труб

Научно-исследовательский институт вяжущих веществ и материалов
им. В. Д. Глуховского Киевского национального университета строительства и архитектуры
Аннотация. В работе показано, что использование геоцементов и композиций на их основе для антикоррозионной защиты поверхностей дымовых труб экологически и экономически целесообразно по сравнению с защитными композициями на основе других вяжущих веществ. Защитные свойства обеспечиваются за счет направленного формирования в структуре композиций цеолитоподобных новообразований типа фожазита, морденита и гидрослюд типа пирофиллита и использования специальных наполнителей. Предложенные составы композиций эффективны, технологичны и долговечны, способны сохранять антикоррозионные свойства на протяжении 5-7 лет и сокращать на несколько порядков время, отведенное для ремонтно-восстановительных работ дымовых труб.
Ключевые слова: геоцемент, антикоррозионные композиции, добавки-модификаторы, кислотостойкие наполнители, дымовые трубы.
 

pdf_3.png

Е. В. Горохов, Я. В. Назим, В. Н. Васылев, А. А. Лещенко, И. М. Гаранжа, Н. С. Смирнова
Пути повышения надежности вл с учетом координации прочности элементов в районах с повышенными гололедно-ветровыми нагрузками

Донбасская национальная академия строительства и архитектуры
Аннотация. В статье рассмотрен вопрос надежности электроснабжения Автономной Республики Крым в связи с чередой аварий на магистральных воздушных линиях электропередачи в осенне-зимний период 2009-2010 года. Выполнен сопоставительный анализ отказов в Крымской электроэнергетической системе за время эксплуатации ВЛ и выявлены схожие причины аварий. Авторами обращено внимание на наиболее важные аспекты проектирования и эксплуатации ВЛ в условиях обеспечения бесперебойности перетока «Украина – Крым», а именно: корректное определение климатических нагрузок на элементы ВЛ с учетом последних изменений нормативной базы в сфере климатического обеспечения электросетевой отрасли; совершенствование методов расчета и конструктивных решений сцепной арматуры для высоковольтных линий с учетом причин и характера ее разрушения вследствие аварий; а также – разработка «противоаварийных» конструктивных форм всех типов опор с учетом требований недопустимости развития каскадных разрушений и применения новых технологий изготовления металлоконструкций.
Ключевые слова: воздушные линии электропередачи (ВЛ), климатические нагрузки, галопирование проводов, линейная сцепная арматура, аварийные ситуации, повышение надежности.