Том 6, Номер 4, 2010

pdf_3.png

А. К. Кралин
Моделирование деформированного состояния цилиндрической заготовки кровельного крепежа при выдавливании внутренней резьбы

Донбасская национальная академия строительства и архитектуры
Аннотация. Решаемая в данной работе проблема относится к производству крепежных элементов, применяемых при возведении медной кровли. Производство гальванически совместимых крепежных элементов позволяет продлить срок службы не только крепежных элементов, но и изделия в целом. Представлены основные методы получения крепежных элементов, имеющих резьбовой профиль и применяемых не только в строительном производстве, но и в автомобильной промышленности и при производстве строительных машин. Рассмотрены достоинства и недостатки перечисленных методов и дана краткая их характеристика. Рассматривается процесс одностороннего выдавливания заготовки из цветного металла и показана схема воздействия резьбообразующего инструмента на заготовку. Выполнен анализ деформированного состояния заготовки кровельного крепежа при выдавливании резьбы, которая осуществляется в условиях осесимметричной деформации. Решение задачи было выполнено в цилиндрической системе координат. При проведении анализа заготовка условно была разделена на кольцевую и резьбовую зоны, в которых были определены осевая и радиальная скорости течения металла, скорости деформации материала, интенсивность скоростей деформации. Получены выражения для радиальной и тангенциальной скоростей деформации. Представлены зависимости параметров деформированного состояния заготовки в кольцевой и резьбовой зонах. Представлены выводы, дающие предпосылки для формирования основных положений инженерного подхода к расчету деформированного состояния цилиндрической заготовки металла при производстве крепежных изделий, широко применяемых при возведении кровли.
Ключевые слова: пластическое деформирование, медь, латунь, упрочнение, внутренняя резьба, одностороннее выдавливание.
 

pdf_3.png

С. Н. Царенко, В. В. Губанов, И. В. Межинская
Частотные характеристики и собственные незатухающие колебания легких металлических мачт

Донецкий национальный технический университет
Донбасская национальная академия строительства и архитектуры
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы динамической работы легких металлических мачт на оттяжках. Рассмотрена методика динамического расчета трехгранной мачты сотовой связи с двумя уровнями оттяжек, которая реализована с помощью ЭВМ. Расчетная схема конструкции представлена в виде вертикальной консоли с двумя упругими опорами и сосредоточенной массой на второй опоре. В основе методики расчета лежит дифференциальное уравнение колебания систем с распределенными параметрами, решение которого находится методом начальных параметров. В результате определяются частотные характеристики мачт, проведен анализ влияния параметра относительной массы антенн, размещенных на стволе, на частотные характеристики. Рассмотрены собственные незатухающие колебания мачты, возникающие при действии пульсационной ветровой нагрузки, выраженной в виде внезапного удаления нагрузки постоянной интенсивности, соответствующей максимально допустимому отклонению ствола. Получены графики изменения изгибающих моментов в различных сечениях ствола мачты за время периода первого тона колебаний. Выполнена оценка влияния динамических нагрузок на напряженно-деформированное состояние ствола мачты. В результате анализа полученных данных даются рекомендации к размещению оборудования на опорах сотовой связи.
Ключевые слова: легкие металлические мачты на оттяжках, пульсационная ветровая нагрузка, системы с распределенными параметрами, собственные незатухающие колебания, расчет частотных характеристик.
 

pdf_3.png

А. П. Калюжный
Сравнительный анализ стоимости и прокладки труб для внешних сетей водоснабжения

Полтавский национальный технический университет имени Юрия Кондратюка
Аннотация. Выполнен экономический анализ существующих цен на трубы для прокладки наружных сетей водоснабжения в зависимости от материала их изготовления. Составлены полиномы для основных труб, используемых при прокладке или замене во внешних системах водоснабжения и определены оптимальные ценовые характеристики, при которых трубы, сделанные из различных материалов, наиболее экономичны. Для построения математических зависимостей капитальных затрат на прокладку полиэтиленовых труб от диаметра и типа почв, был обусловлен определенный перечень работ, при которых эти трубы должны прокладываться, и произведено разделение полиэтиленовых труб в зависимости от минимальной длительной прочности. Изложенная методика может использоваться в расчетах при разработке сметы на прокладку полиэтиленовых труб в различных почвах. Результаты исследований могут быть полезны для анализа и методики расчета оптимального диаметра труб при совместном решении задач гидравлики и экономики при прокладке трубопроводов из полиэтилена.
Ключевые слова: наружные сети водоснабжения, трубы из полиэтилена, затраты капитальные, прокладка труб.
 

pdf_3.png

А. В. Мартынюк
Особенности расчета ДВС с большим относительным смещением кривошипно-шатунного механизма

ЗАО «Макеевский металлургический завод»
Аннотация. В области развития и совершенствования автомобильных двигателей основными задачами являются: увеличение топливной экономичности, которая может быть достигнута увеличением коэффициента полезного действия рабочего цикла, уменьшение удельной массы двигателей, стоимости их производства, а также других показателей. На принципиально новый уровень ставится борьба с токсичными выбросами двигателей в атмосферу, а также задачи по снижению шума и вибрации в процессе их эксплуатации. В результате накопленных теоретических расчетов, основанных на аналитических зависимостях кинематики и уравновешивания кривошипно-шатунного механизма с большим дезаксиалом, уравнений термодинамических процессов цикла и закономерностей динамики процесса сгорания в данной статье приводятся взаимосвязь расчета, учитывающего влияние дезаксиала на индикаторные показатели и уравновешенность сил инерции в таком двигателе.
Ключевые слова: двигатель внутреннего сгорания, кривошипно-шатунный механизм, дезаксиал, скорость, ускорение поршня, цикл, скорость сгорания, коэффициент полезного действия.
 

pdf_3.png

Н. В. Бобрун
Транспортная инфраструктура – важный фактор интеграции Украины в общеевропейское пространство

Национальный университет «Львовская политехника»
Аннотация. В статье рассматривается транспортная инфраструктура Украины как важный фактор пространственной интеграции страны в общеевропейское пространство. Она соединена с Европой общими природными компонентами (является неотъемлемой частью европейской экологической сети), культурными традициями (в частности территориями этнических групп), историческими факторами, экономическими ресурсами. Имея огромный интеграционный потенциал, территория Украины вызывает большой интерес среди иностранных туристов. Также она является важным экономическим партнером для некоторых европейских стран. Объединяющим фактором в процессе интеграции выступает транспортная инфраструктура, в частности международные транспортные коридоры, которые улучшают коммуникационную доступность. Это вызывает еще больший интерес к нашей стране. Украина лежит на пересечении важных коммуникационных путей, которые объединяют Восток-Запад и Север-Юг. Поэтому в статье показан интеграционный потенциал Украины по разным видам транспорта.
Ключевые слова: транспортная инфраструктура, интеграция, международный транспортный коридор.
 

pdf_3.png

Я. Р. Лелик, А. П. Берлач
Расчет геометрических параметров при проектировании опалубки для пространственных криволинейных поверхностей

Волынский национальный университет имени Леси Украинки
Аннотация. В статье представлен расчет геометрических параметров при сооружении покрытий в виде криволинейных поверхностей. Установлены конструктивные требования, учтены производственные и геометрические факторы, а также показатели, влияющие на конструкцию опалубки. Рассмотрен один из возможных вариантов решения унифицированной щитовой опалубки с учетом точности аппроксимации в зависимости от ширины опалубочного щита. Разработана классификационная схема конструктивных элементов опалубки с учетом геометрических аспектов конструктивных требований, позволяющая выбрать один из вариантов конструктивного решения. Решение вопросов, связанных с проектированием отдельных элементов, дает возможность выявить объем задач, требующих разрешения при автоматизированном проектировании щитовой опалубки. В научной работе впервые предлагается вариант несущего элемента в виде фермы с переменной геометрией, который набирается из одиночных модулей.
Ключевые слова: опалубка, опалубочный щит, аппроксимация, фактор, строительство, конструкции, монолитные покрытия, поверхности, проектирование.