Том 11, Номер 1, 2015

Содержание
 
Редакционная коллегия

pdf_3.png

А. В. Танасогло
Оптимальные конструктивные решения двухцепных анкерно-угловых опор линий электропередачи 110 кВ 

Донбасская национальная академия строительства и архитектуры
Аннотация. В статье изложена методика оптимального проектирования опор воздушных линий (ВЛ), обусловленная современным состоянием в области оптимизации стальных конструкций. Описывается усовершенствованный алгоритм поиска оптимальных параметров с учетом полученных зависимостей для расчетных длин и коэффициентов продольного изгиба, реализованный в программном комплексе «MISI1», разработанном в ДонНАСА. Уделено внимание изменениям, внесенным в ограничения и условия, которым удовлетворяет вектор варьируемых параметров для отыскания геометрических размеров решетчатых конструкций минимальной массы. Представлены схемы оптимизированных двух-цепных опор ВЛ 110 кВ, отвечающих климатическим условиям Украины. Выполнен сравнительный анализ масс типовых и оптимальных анкерно-угловых опор У110-2 с цинковым покрытием и без него. Результаты исследований внедрены при изготовлении, монтаже и эксплуатации оптимальной башенной опоры У110-2+14 на территории Полтавского горно-обогатительного комбината в г. Комсомольск.
Ключевые слова: оптимальное проектирование, воздушная линия электропередачи, анкерно-угловая опора, программный комплекс, целевая функция, алгоритм.
 

pdf_3.png

Е. А. Ромасюк, В. И. Братчун, М. К. Пактер, А. А. Стукалов
Усталостная долговечность модифицированных асфальтобетонов при динамическом нагружении

Донбасская национальная академия строительства и архитектуры
Аннотация. Установлено, что при различных температурах испытания усталостная долговечность асфальтобетонов с комплексно-модифицированной структурой значительно выше по сравнению с обычными асфальтобетонами. Увеличение усталостной долговечности в 1,5–2,0 раза наблюдается у асфальтобетона системы «битум, модифицированный 2,0 % мас. этиленглицидилакрилатом марки Elvaloy-AM + 0,2 % ПФК-105 – минеральные материалы, активированные 0,7 % мас. Elvaloy-AM» и в 1,1–1,5 раза у комплексно-модифицированного литого асфальтобетона «битум, модифицированный 2,0 % мас. бутадиенметилстирольным каучуком СКМС-30 + 30 % технической серы – минеральный порошок, активированный 0,5 % мас. СКМС-30». По формуле А. В. Руденского рассчитаны коэффициенты усталостной долговечности для каждого типа асфальтобетона. Асфальтобетоны с комплексномодифицированной структурой имеют в 1,1–1,4 раза меньшие значения коэффициента m, что свидетельствует о их более высокой усталостной долговечности. Рассмотрено изменение количества циклов до разрушения в зависимости от периода «отдыха» (разгрузки) образца при испытании кратковременными циклическими нагрузками. Изучена связь между напряжением в мелкозернистом асфальтобетоне типа «Б» и асфальтобетона с комплексно-модифицированной структурой Elvaloy-AM и деформацией при частоте деформирования 0,5 Гц и температуре 20 °С.
Ключевые слова: нефтяной дорожный битум, асфальтобетонная смесь, дорожный асфальтобетон, усталостная долговечность асфальтобетона.
 

pdf_3.png

В. Л. Беспалов
Битумополимерные вяжущие и асфальтополимербетоны, модифицированные Элвалоем АМ и бутадиенметилстирольным каучуком СКМС-30 

Донбасская национальная академия строительства и архитектуры
Аннотация. Показано, что рациональным способом повышения долговечности асфальтобетонов является модификация битумов полимерами разного происхождения и поверхностной активацией минеральных материалов олигомерами и полимерами. В работе выполнена модификация нефтяного дорожного битума БНД 60/90 одновременно двумя модификаторами: бутадиенметилстирольным каучуком СКМС-30 и этиленглицидилакрилатом (Элвалой АМ). Установлено, что оптимальная концентрация полимеров в битуме должна составлять: БНД 60/90+2 % масс. Элвалой АМ при термостатировании 4 часа и 0,5–1,0 % масс. СКМС-30, а дальнейшее увеличение концентрации СКМС-30 приводит к снижению сцепления битумополимерного вяжущего с минеральными материалами. Применение двух полимеров: бутадиенметилстирольного каучука СКМС-30 и этиленглицидилакрилата (Элвалой АМ) – для модификации вяжущих веществ позволяет повысить технологические свойства органических вяжущих и эксплуатационные показатели качества асфальтополимербетонов.
Ключевые слова: асфальтополимербетон, нефтяной дорожный битум, минеральный материал, этиленглицидилакрилат, бутадиенметилстирольный каучук, битумополимерное вяжущее.
 

pdf_3.png

Н. М. Зайченкоa, А. И. Сердюкa, А. В. Назароваb, Маршди Косай Сахиб Радиb
Оптимизация состава самоуплотняющегося дорожного цементного бетона по критериям подвижности смеси и прочности при сжатии

aДонбасская национальная академия строительства и архитектуры, bЛуганский национальный аграрный университет
Аннотация. Применение самоуплотняющихся бетонов (СУБ) в дорожном строительстве обеспечивает улучшение качества дорожной одежды, повышение скорости строительства, снижение энергопотребления и трудоемкости процесса. В то же время необходимо решить достаточно сложную противоречивую задачу – с одной стороны, обеспечить высокую подвижность (самоуплотняемость) смеси в процессе формования, с другой – способность свежеотформованного массива сохранять форму без оседания непосредственно после экструзии из слип-формера (эффект тиксотропии). В работе выполнена оптимизация состава СУБ по величине водоцементного отношения и содержанию добавки тонкодисперсного минерального наполнителя в виде молотого известняка (МИ). Для обеспечения подвижности смеси по показателю диаметра расплыва стандартного конуса в пределах не менее 310 мм и не более 370 мм, предела прочности при сжатии бетона в проектном возрасте не менее 55 МПа, область оптимальных составов лежит в пределах: (В/Ц=0,449–0,425); (МИ=15–33 %).
Ключевые слова: самоуплотняющийся бетон, оптимизация состава, расплыв конуса, прочность при сжатии, уравнение регрессии.